Где можно ездить без прав на машине

 

Можно ли ездить на машине без прав? На этот счет есть масса мифов. Но иногда управление транспортным средством людям, не имеющим водительского удостоверения разрешено. По незнанию многие уплачивают крупные штрафы. Хотите избежать их наверняка? Тогда читайте статью.

Водительские права: нормативное регулирование

Сперва освежим базовые принципы допуска водителей к управлению транспортным средствами (далее ТС), которые установлены:

  • Федеральным законом № 196 от «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196).
  • Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от № 1090 (далее ПДД).

Право на управление ТС предоставляется лицам, прошедшим обучение и сдавшим соответствующие экзамены в подразделениях ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции), с соблюдением установленных требований (п. 2 и п. 3 ст. 25, ст. 26 ФЗ № 196).

Право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением (далее – ВУ или права) (п. 4 ст. 25 ФЗ № 196).

Водитель (лицо, управляющее ТС – п. 1.2 ПДД) обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки ВУ соответствующей категории или подкатегории (п. ПДД).

Статья в тему: Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение?

Можно ли ездить на автомобиле без прав: обычные ситуации

Отсутствие у водителя прав на управление ТС (далее ВП) может быть вызвано различными причинами. Здесь мы рассмотрим только те ситуации, за которые наказание не полагается или оно может не применяться, а также, когда водитель заблуждается насчет отсутствия наказания за езду без прав.

Вот основной перечень таких ситуаций:

  • Экстренные ситуации – когда право на управление аннулировано, водитель его лишен или вообще не имеет, нет соответствующей категории, но ситуация требует сесть за руль.
  • Соревнования на автомобильном транспорте и использование спортивного транспорта-инвентаря на дорогах общего пользования.
  • Обучение вождению на автодроме и использование ТС для обучения вне автодрома.
  • Когда истек срок действия ВУ.
  • Использование авто вне ДОП (дорог общего пользования).

Статья в тему: Чем грозит езда без прав после лишения: какое наказание и ответственность, что делать, если остановили

Как уменьшить вероятность наказания за езду без прав

Если причина езды без прав «не тянет» на крайнюю необходимость, а иной выход (вызвать скорую, такси, остановить частника, позвонить родственникам или друзьям с правами, и т. п.) – не вариант, то в ход идут советы от опытных нарушителей ПДД.

Советы «бывалых», рекомендуют:

  • Своим поведением не привлекать внимание сотрудников полиции (не превышать скорость, ехать в пределах движения потока, не допускать резких и опасных маневров, не пользоваться мобильным телефоном без «hands free» гарнитуры, проезжая мимо сотрудников полиции «излучать» спокойствие и уверенность).
  • Пассажиры должны быть пристегнуты, количество пассажиров – не больше разрешенного, поведение пассажиров обыденное.
  • Автомобиль не должен привлекать внимание (номера должны быть чистыми и соответствовать стандартам, световые приборы – исправными, ближний свет или ДХО в светлое время дня – включенны, авто – без признаков неисправностей, изменения конструкции, следов ДТП, тонировка стекол – только разрешенная, цвет авто не должен скрываться за плотным слоем грязи и т. п.).
  • Передвигаться не в ночное время, а днем, когда движение более интенсивное. Чтобы затруднить остановку ТС двигаться по дороге не в одиночку, предпочтительно в плотном потоке в крайнем левом ряду или в середине колонны (кроме организованных колонн, в которых нельзя занимать место и пересекать – абз.4 п. 2.7 ПДД).
  • Минуя сотрудников полиции, скрываться за другими автомобилями (но не предпринимать подозрительных маневров в последний момент).
  • Использовать другое доступное ТС («союзника») для разведки дорожной обстановки или прикрытия в потоке.
  • Избегать мест патрулирования экипажами ДПС и стационарных постов ДПС, если они известны, пользоваться проселочными и объездными дорогами.
  • Отвлекать внимание – действуя по обстановке, избегать проверки документов путем отвлечения или переключения внимания сотрудников ДПС на другое ТС, или сообщение о более важных обстоятельствах, чем проверка ваших документов.

Заметим, что следование этим советам, зачастую существенно отягчает наказание водителя без ВП или может привести к еще большим нарушениям и тяжким последствиям. Поэтому эта информация, приводятся просто к сведению, а не в качестве руководства.

Перед принятием решения сесть за руль без ВП или в нетрезвом состоянии водителю еще раз рекомендуется ознакомиться с санкциями статей 12.7, 12.8 КоАП РФ, а также со статьями 264, 264.1, 291, 291.1, 291.2. УК РФ.

Узнайте дополнительные нюансы на тему возможности официальной езды без прав из этого видео:

Внимание! Видео 2013 г. и не вся содержащаяся в нем информация может оказаться актуальной на сегодняшний день.

Лишили прав

Лишение прав означает, что водитель в течение отведенного срока наказания не может управлять транспортным средством. Отметка об этом виде наказания имеется в базе данных ГИБДД, поэтому скрыть факт лишения невозможно.

За данное нарушение предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей. Возможны и другие меры наказания, которые могут стать дополнением к материальным затратам (наказание предусматривается статьей 12.7 часть 2 КоАП.):

  • увеличение срока лишения прав;
  • арест на 15 суток;
  • обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Лишенные прав водители не могут продолжать движение. Их автомобиль конфискуется и отправляется на штрафстоянку. Забрать машину сможет только собственник. Если им является сам водитель, придется посадить за руль другого человека, имеющего водительское удостоверение.

Крайняя необходимость ввиду экстренной ситуации – не правонарушение

Если ввиду крайней необходимости какому-либо лицу пришлось пойти на нарушение административного законодательства, то это не считается таковым, согласно положению ст. 2.7 КоАП.

Применительно к управлению ТС водителем, не имеющим или лишенным права управления ТС (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП), такими обстоятельствами являются:

  • Необходимость доставить на транспортном средстве в больницу пострадавших в ДТП, или граждан, чьи жизнь и здоровье находится в опасности, для оказания им экстренной медицинской помощи, когда для управления ТС не нашлось имеющих права и трезвых водителей.
  • Спасение транспортного средства и иного ценного имущества от уничтожения.
  • Предотвращение аварийной ситуации на дороге.

Кроме перечисленных возможны и другие экстренные или чрезвычайные ситуации.

При этом, ссылаясь на ст. 2.7 КоАП, водитель должен доказать:

  • Наличие непосредственной опасности (реальной, а не предполагаемой угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан).
  • Невозможность устранения опасности иными средствами (с помощью других водителей, экстренных служб, служб такси, других людей или средств).
  • Размер предотвращенного вреда (превышающего вред от создания опасности для участников дорожного движения водителем, управляющим ТС без ВП).
  • Прекращение им противоправного поведения при первой возможности (прекращение управления ТС, как только опасность миновала, появилась возможность передать управление ТС водителю с ВУ или поручить заботу о жизни, здоровье, имуществе граждан сотрудниками полиции и иным экстренным службам).

Чтобы иметь шанс ссылаться на эти обстоятельства при рассмотрении дела, водитель без ВП должен указать их сразу после остановки ТС нарядом ДПС:

  • В письменном объяснении водителя.
  • В протоколе об административном правонарушении в разделе «Объяснения и замечания по содержанию протокола».
  • При отказе по этой причине от подписания постановления по делу об административном правонарушении.

Иначе, при указании этих обстоятельств после завершения оформления правонарушения на месте, впоследствии, при рассмотрении административного материала, их сочтут надуманными водителем, чтобы уйти от ответственности.

При этом на отказ от применения статьи 2.7 КоАП судьи и органы полиции идут редко, не поощряя нарушение ПДД даже под благовидным предлогом, а также чтобы избежать обвинения в коррупции и отмены принятого решения вышестоящими инстанциями (при освобождении водителя от ответственности без достаточных оснований).

Статья в тему: Чем грозит езда без прав после лишения: какое наказание и ответственность, что делать, если остановили

Важное замечание! Если водитель без ВП не трезв, то рассчитывать на применение в отношении него ст. 2.7 КоАП РФ приходится лишь в самых исключительных случаях, например, для срочной доставки граждан с острым болями, опасными для жизни заболеваниями или травмами, при недоступности скорой помощи, служб такси, других водителей с ВУ.

Менее опасные случаи: предотвращение угрозы имуществу или предотвращение только предполагаемой угрозы жизни и здоровью, крайней необходимостью обычно не признаются.
Фото 1

Забыл права дома

Фактическое наличие прав, но их отсутствие в момент проверки документов сотрудником ГАИ не освобождает водителя от ответственности. Если удостоверение осталось дома (на работе, в другой машине и так далее), нарушителю придется заплатить штраф в размере 500 рублей (согласно статье 12.2 КоАП). Но это не единственное наказание, предусмотренное законодательством.

Раньше наказание за отсутствие прав было достаточно суровым — сотрудники дорожной инспекции могли скрутить номерные знаки с машины и отправить транспорт на штрафстоянку. После создания единой базы ГИБДД, где содержатся сведения обо всех водителях, при отсутствии удостоверения инспекторов ГАИ обязали проводить проверку. Если запрос показал, что у нарушителя есть действующие права, то ему выписывают штраф и отпускают.

Но полиция может и не расстаться с водителем на приятной ноте. Закон разрешает ГАИ отстранять автолюбителей от управления транспортным средством и эвакуировать машины на штрафстоянку. В этом случае водителю придется не только заплатить штраф, но и оплатить услуги эвакуатора и стоянку. Вернуть автомобиль разрешат только после устранения нарушений.

Учебная езда без прав на обычном автомобиле

Далеко позади те времена, когда по ПДД для учебной езды достаточно было повесить на обычный автомобиль соответствующий опознавательный знак и оборудовать его зеркалом заднего вида для обучающего, а самому обучающему достаточно было иметь водительский стаж более 3 лет, а также водительское удостоверение соответствующей категории.

В новой редакции ПДД (разд. 21) осуществление учебной езды по ДОП на обычном автомобиле с обычным водителем в качестве обучающего невозможно.

Кроме водительского удостоверения соответствующей категории обучающий езде в обязательном порядке должен иметь при себе документ на право обучения вождению ТС данной категории (п. 21.3 ПДД).

Транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (п. 21.5 ПДД).

Используемый для обучения вождению автомобиль оборудуется:

  • Дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза – для прямого контроля за движением ТС со стороны обучающего.
  • Зеркалом заднего вида для обучающего (для контроля за дорожной обстановкой).
  • Опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» (для информирования других участников дорожного движения).

Итак, водителям-ученикам нельзя ездить по ДОП без специнструктора и без соответствия ТС определенным требованиям.

Учебная езда на закрытых площадках или автодромах

Среди автолюбителей встречается мнение, что обучение вождению на закрытых площадках или автодромах может происходить «по старинке»: без оборудования авто под учебную езду и без профессионального обучающего.

На чем основано заблуждение водителей

Основой вышеуказанного мнения водителей выступает последовательное изложение пунктов 21.1 (первоначальное обучение вождению), 21.2 (учебная езда на дорогах с обучающим по ПДД), 21.3 (профессиональный обучающий), 21.5 (требования к оборудованию авто).

Исходя из буквального прочтения этих требований ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что первоначальное обучение вождению может производиться на закрытых площадках и автодромах вовсе без обучающего, или с обычным водителем в качестве обучающего и на обычном автомобиле.

Так как, по их мнению, обучающий с «документом на право обучения» (как и «оборудованное учебное ТС») обязательны только при учебной езде на дорогах.

Как обстоят дела на самом деле

Однако судебная практика исходит из того, что требования пунктов 21.2, 21.3, 21.5 ПДД (к обучающему и транспортному средству) распространяется также на первоначальное обучение вождению ТС, проводимое на закрытых площадках или автодромах (п. 21.1 ПДД).

Поэтому даже езда на специализированном автодроме без соблюдения пунктов 21.2 – 21.5 ПДД недопустима. При этом сами автомобилисты под «закрытой площадкой» часто понимают любой участок, иногда никак не огороженный, со свободным доступом посторонних, что также признается судами нарушением п. 21.1 ПДД.

Только в исключительных случаях учебная езда с нарушением ПДД признавалась отдельными судами малозначительным правонарушением (например, учебная езда на обычном автомобиле ночью на закрытом оборудованном автодроме в отсутствие посторонних, с обучающим, хоть и не имеющим права обучения, но являющимся опытным водителем).

В таких случаях административное преследование обучающего (по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ – за передачу управления водителю без прав) и обучаемого (по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – за управление ТС без прав) прекращалось вышестоящими инстанциями со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

Фото 2

Езда без прав вне дорог общего пользования

Среди автолюбителей встречается мнение, что в глухой местности, за пределами дорог общего пользования (ДОП), ПДД не действуют и можно ездить без ВП.

Основой данного мнения выступает последовательное изложение понятий «Дорога» (обустроенная поверхность искусственного сооружения), «Дорожное движение» (в пределах дорог), «Дорожно-транспортное происшествие» (при движении по дороге) (абз. 8, 9, 10 п. 1.2 ПДД).

Исходя из буквального прочтения этих определений ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что движение ТС вне дорог не подпадает под действие ПДД, и потому управление ТС без ВП возможно за пределами дорог (в поле, в лесу, вдоль земельных наделов, по берегам рек и на других участках, где «нет отчетливой дорожной колеи»).

Однако судебная практика (судебное толкование) исходит из того, что помимо названных понятий пунктом 1.2 ПДД предусматривается «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

При этом пункт 1.2 ПДД прямо устанавливает, что «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с ПДД».

Таким образом, суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1, ч. 3 ст. 12.7 и ч. 1, ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ распространяют действие ПДД на любые прилегающие к дорогам территории, не оставляя водителям никакой возможности езды без ВП или в состоянии опьянения.

За что можно понести наказание, согласно примерам судебной практики

В качестве примера, существует судебная практика, что ездой по прилегающей территории признана езда по полю, по лесному участку, вне дороги вдоль реки.

Иногда также суды, в точном соответствии с абзацем 8 пункта 1.2 ПДД, признают дорогой любую «приспособленную» для движения транспортных средств полосу земли (для чего достаточно привлекаемому к ответственности водителю всего один раз проехать по любому участку земли, создав полосу или колею).

Также суды принимают во внимание маршрут движения остановленного ТС, который хоть и заканчивается на «приспособленной» для движения полосе земли (грунтовке, тропинке, колее и т. п.), но на протяжении которого ТС неизбежно выезжает или пересекает «обустроенные» для движения участки дороги (с твердым покрытием, проезжей частью, тротуарами и пр.).

Кроме того, если водитель без ВУ был нетрезв, суды руководствуются безусловным запретом на управление ТС в состоянии опьянения, установленным для водителей пунктом 2.7 ПДД.

Этот запрет, по мнению судов, не содержит в себе условий о том, что управляемое ТС должно двигаться на дороге, или участвовать в дорожном движении в пределах дороги.

В отдельных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, возможно иное судебное толкование, склоняющееся в пользу водителя. Однако такие случаи редки. Зато известны факты наказания за езду без прав даже по замерзшему морю, вне какой-либо накатанной колеи.

Передача управления автомобиля водителю без прав

Разрешая другому человеку управлять своим автомобилем, необходимо убедиться в том, что у него есть права, и они не остались дома. В противном случае владельцу машины и водителю грозят штрафные санкции. Возможны две ситуации:

  1. управление автомобилем лицом, не имеющим прав, но находящемуся рядом с человеком, который получил водительское удостоверение (например, когда на пассажирском сидении родитель или супруг);
  2. передача правом управления транспортного средства лицу, который не имеет удостоверение.

В первом случае речь идет об управлении автомобилем лицом, который не получил права, но его действия контролирует другой человек, имеющий удостоверение. Например, обучение езде ребенка или супруги. Но нахождение рядом не освобождает от ответственности:

  • Согласно части 3 статьи 12.7 КоАП, за передачу управления автомобилем лицу, который заведомо не имеет удостоверения или лишен его, на автовладельца накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей.
  • Согласно части 3 статьи 12.3 КоАП, за передачу управления машиной лицу, у которого нет при себе удостоверение (фактически есть, получены и не просрочены), придется заплатить штраф в размере 3 тысяч рублей.

Незнание того факта, что у человека отсутствуют права, не освобождает автовладельца от ответственности. Но отвечать придется не только владельцу автомобиля, но и водителю. При отсутствии или лишении прав — штраф от 5 до 15 тысяч рублей, при оставлении удостоверения дома — штраф 500 рублей.

Владелец автомобиля может освободить себя от ответственности. Для этого ему придется заявить, что машина эксплуатировалась без его согласия. В этом случае водителю грозит не только штраф в сумме до 120 тысяч рублей, но и лишение свободы на срок до 5 лет (согласно части 1 статьи 166 УК РФ). Понятно, что второй вариант применителен только по отношению к злоумышленникам. Снять таким образом ответственность за вождение машины без прав ребенка или супруги не получится.

Что обязывает ездить только с правами?

Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:

  1. Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
  2. но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
  3. а вот пункт ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.

Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.

Управление спортивной техникой на соревнованиях и автодромах

Для управления маломощной спортивной техникой (спортинвентарем) при обучении гонкам в спортивных школах на спортивных автодромах ВП не требуется, так как езда происходит не по установленным для дорог общего пользования ПДД.

  • Если обучающийся захочет принять участие в официальном спортивном соревновании (гонке), то ему потребуется лицензия водителя.
  • Лицензии водителя в России выдаются Российской Автомобильной Федерацией (РАФ), являющейся членом Международной автомобильной федерации (FIA).
  • Для участия в гонках на закрытых трассах часто допускаются лицензированные водители без водительских прав (в том числе водители, не достигшие 18 лет).
  • Однако, если трасса спортивного соревнования пролегает по ДОП, движение по которым ограничивается на период проведения соревнований, то требование о предоставлении водителем ВУ может включаться в правила соревнований.

Наличие у гонщиков ВП требуется в целях обеспечения безопасности спортивного мероприятия и предотвращения угроз участникам, зрителям, обслуживающим соревнования лицам, третьим лицам и их имуществу, объектам инфраструктуры.

Знание ПДД в этом случае необходимо, так как дорожные знаки на пути следования водителя по трассе соревнований сообщают ему важную информацию.

Кроме того, организаторами могут устанавливаться временные (на период проведения соревнований) дорожные знаки, требования которых водитель должен понимать и соблюдать.

Управление на соревнованиях обычными или адаптированными для участия в спортивных гонках автомобилями, а также мощными спортивными болидами, как правило, требует одновременного наличия у водителя ВП и лицензии водителя.

Таким образом, управление спортивной техникой без ВП возможно преимущественно на соревнованиях, с условием, что это допускается правилами обеспечения безопасности и общими организационными правилами.

Статья в тему: Когда водительские права не нужны – виды транспорта, условия его использования и подводные камни для несведущих водителей

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-82 (вся Россия).

Просроченные права – всегда ли за это Освобождение от ответственности водителя с просроченными правами

Управление авто водителем, чьё ВУ просрочено, рассматривается законом как «управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС» (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Судебная практика исходит из того, что к административной ответственности по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ привлекаются также водители ТС, срок действия ВУ у которых истек, т. к. истечение срока действия ВУ прекращает действие права на управление ТС и влечет недействительность ВУ (п. 1 ст. 28 ФЗ № 196).

Освобождение от ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП ввиду малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП) возможно лишь в исключительных случаях при замене крупного штрафа на предупреждение должностным лицом.

Например, статья 2.9 КоАП может применяться если водитель использовал при управлении ТС водительское удостоверение с незначительным пропуском срока его действия по невнимательности и своевременно не заменил ВУ на новое, при отсутствии других нарушений, вреда и тяжких последствий.

Статья в тему: Как поменять просроченные водительские права — пошаговая инструкция

Права утеряны или украдены

В случае кражи или утери водительского удостоверения управлять транспортным средством нельзя. Водитель должен обратиться в полицию и написать заявление о хищении документа, получить справку и затем посетить районное отделение ГИБДД. Если права были утеряны, обращаться в полицию не нужно.

На время расследования дела о краже прав водителю выдается временное удостоверение. По окончании срока действия документа нужно обязательно получить новые права.

Управление транспортным средством без прав в случае их кражи или утери также карается штрафом в размере 500 рублей и отправкой машины на штрафстоянку.

Подводя итоги

  • Если возникла экстренная ситуация, то водитель может садиться за руль без права на управление ТС, но причина должна быть действительно веской, при условии что никого другого с действенным ВУ найти не удалось.
  • В рамках проведения соревнований автомобилист может ездить на ТС без прав, но только по специально оборудованной для соревнований трассе. При соревнованиях на ДОП, с использованием спортивных моделей или переоборудованных для спорта обычных автомобилей, участникам понадобятся ВП, а также водительская лицензия.
  • Езда без прав по ДОП на спортинвентаре сегодня причисляется к прямому нарушению ПДД (с наказанием по ст. 12.7 КоАП) и избежать серьезных проблем не удастся, даже на основании имевших место в прошлом оправдательных постановлений высших судебных инстанций.
  • При обучении вождению на ДОП рядом с водителем должен быть сертифицированный автоинструктор, а сам автомобиль должен быть соответствующим образом переоборудован под учебную езду без прав.
  • Езда без прав на авто вне ДОП в подавляющем большинстве случаев может быть рассмотрена как нарушение с наложением соответствующего наказания по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
  • Если водитель пойман с правами, у которых истек срок действия, но после этого прошло немного времени, то в редких случаях возможна замена положенного наказания на предупреждение, согласно ст. 2.9 КоАП.

Для каких транспортных средств нужны права?

Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.

Мотоцикл

Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:

  • "A" потребуется, если Вы едете на мотоцикле с рабочим объёмом более 125 кубиков,
  • "A1" для мотоциклов с объёмом мотора менее 125, но более или равно 50.

Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.

Скутер и мопед

Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:

  • "M" – это специальная категория прав для возможности ездить на скутерах и мопедах, её можно получить с 16 лет,
  • "A1" – с этой категорией можно управлять с 17 лет,
  • все остальные категории прав дают возможность ездить на этом транспорте с 18 лет.

К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.

Квадроцикл

А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2019 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.

Поэтому, если Вы задаётесь вопросом "Могу ли я ездить без прав на квадроциклах", то ответ – нет, не можете.

На какие транспортные средства не нужны права?

Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.

Ролики, самокаты

Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2019 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.

Об этом же говорят ПДД:

К пешеходам приравниваются лица ... использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Ключевое слово здесь – "аналогичные". То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.

Велосипед

На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2019 год не увенчались успехом... к счастью или сожалению.

Сегвей, гироскутер, мотоколесо

Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.

Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.

Мотоблок

На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.

Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.

Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.

Питбайк

На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2019 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.

Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.

Совсем нет прав

Отсутствие водительского удостоверения лишает права управления любым транспортным средством. Наказание за это нарушение серьезное — от 5 до 15 тысяч рублей согласно части 1 статьи 12.7 КоАП.

К сожалению, коррупция и взяточничество приводят к тому, что на дорогах появляется много водителей, не прошедших обучение в автошколе. В последнее время проблема покупных прав стала разрешаться за счет введения нескольких правил:

  • Настоящее водительское удостоверение выдается только в отделении ГИБДД. Оно имеет уникальный номер и содержит сведения об инспекторе, который выдал документ (цифровое обозначение). Поэтому продавать удостоверение невыгодно — виновный будет разоблачен.
  • Права выдаются без устного тестирования. В МРЭО проводятся экзамены на знания ПДД. Проверку проводит не человек, а компьютер. Только в случае успешной сдачи теста выдается документ, с которым можно получать удостоверение.
  • На каждом посту ГАИ есть компьютерная техника для проверки подлинности прав через базу ГИБДД.

Полученный опыт вождения автомобилем не освобождает водителя от ответственности за езду без прав. Можно доказывать инспектору ГАИ свои навыки сколько угодно — это не смягчит наказание. Права должны быть при себе. А если они еще не получены, садится за руль категорически запрещено.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://kulikavto.ru/upravlenie-bez-prav/upravlenie-transportnym-sredstvom-bez-voditelskogo-udostovereniya-mozhno-li-ezdit-bez-prav.html
  • https://www.rudorogi.ru/articles/traffic-laws/driving-a-car-without-rights.html
  • https://tonkostipdd.ru/pdd/na-chyom-mozhno-ezdit-bez-prav-moped-skuter-motocikl-kvadrocikl
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий